Даже в самый жгучий мороз этот человек ходит без головного убора. В журналистских и спортивных кругах этот факт стал притчей во языцех. Поначалу многих он вводил в недоумение, потом все привыкли, а сегодня тронутая сединой шевелюра на фоне мохнатых шапок в разгар ямальской зимы никого уже не смущает – сразу видно, это Селиванов.
Евгений Николаевич уверяет, что отсутствие головного убора не имидж главного спортивного чиновника Ямала, и уж точно не дань моде:
– Просто, когда я начинаю шапки надевать, у меня нарушается тепловой режим. В своё время я научился определенной технологии, позволяющей не мерзнуть. Но я не призываю всех ходить без шапок, дело, конечно, не в головных уборах, а в отношении человека к своему организму. Если себя не подпитывать, не воспитывать изнутри, то как ни одевайся, как ни прячься в теплых домах, сколько таблеток ни выпей, здоровье не восполнишь.
Спортивный стаж с десяти лет
В этом году у Евгения Николаевича круглая дата – десять лет во главе ямальского спорта. Но главное, что при статусе чиновника Селиванов, известный в узких кругах мастер, является членом-корреспондентом Академии медико-технических наук РФ. Он в прошлом президент региональной общественной спортивно-оздоровительной организации «Чжун Юань цигун – Ямал», а сегодня представитель института «Кундавел» (г. Пекин), который специализируется на трудноизлечимых заболеваниях. Недавно Селиванов стал бран-чифом (наставником) в ЯНАО по каратэ кёкусинкай. Кроме того, Евгений Николаевич еще занимается йогой. Главное, что ему удалось сбалансировать все оздоровительные системы мировых практик применительно к условиям арктических регионов. Это уникальный мировой опыт.
СПРАВКА
Цигун – это искусство использования энергии, владея которым, можно лечить болезнь, стать сильным и неуязвимым в бою, замедлить процесс старения, продлить жизнь, укрепить дух и глубже познать мир.
Чжун Юань цигун относится к высшим уровням цигун и является целостной системой знаний и методик, которые позволяют восстановить здоровье, развить творческие способности и осуществить прорыв в сферу особых возможностей. Система основывается на базовых элементах китайской и тибетской медицины и философии.
Как говорит собеседник, его стаж в физкультуре и спорте можно отсчитывать с десятилетнего возраста. Евгений Николаевич уверен, что привить тягу к занятиям физкультурой ребенку можно только в семье, на собственном примере. У Селиванова таким примером стали оба деда – настоящие богатыри. Один из них спокойно гнул подковы, на одной руке поднимал жену, а кочерга, которую он умудрился бантом завязать, до сих пор передается из поколения в поколение.
– Детство было не простое, и, наверное, какая-то сила подсказала, что нужно заниматься физкультурой, иначе – не хочу никого обидеть – на врачей надежды нет… Я родом из Новомосковска Тульской области. Это город биохимических заводов, и проблема здоровья среди населения стояла остро. У меня, как и у многих, были неутешительные диагнозы. И, видно, так было угодно судьбе, что с десяти лет я выпрашивал у родителей гантели. Помню, купили мне первые гири, обмотанные изолентой, – я был просто счастлив. Мы с ребятами между двумя деревьями лом прикрепили – турник сделали. В двенадцать лет в комнате оборудовали спортзал и, пока родители отсутствовали, сдвигали мебель и занимались. Домашний спортзал просуществовал вплоть до моего поступления в институт.
Учеба в институте, труд на производстве, затем работа по комсомольской линии, которая привела Селиванова на Север, и везде обязательно физкультура и спорт. Не только как технология работы с трудными подростками – показать на собственном примере, чего можно добиться, – но и как система жизни, позволяющая сохранить здоровье.
Йога, каратэ, цигун
Вспоминая о том, как и когда судьба привела к философии йоги, цигуна и каратэ, Евгений Николаевич говорит, что ему повезло: «встретились настоящие мастера». Знаменательно, что знакомство Селиванова c этими направлениями началось, когда «всё было под запретом», в 70-е годы прошлого века.
– У каждого свой путь. У меня он начался в семьдесят седьмом – семьдесят восьмом годах. Я был в непростом состоянии, врачи разводили руками. Передо мной стоял выбор: либо инвалидность, либо свои проблемы я решаю сам. Спасла только дыхательная гимнастика и организация работы по цигуну. В итоге чуть больше чем через полгода здоровье улучшилось.
В каратэ кёкусинкай пришел в 1978 году. В армии получил основы рукопашного боя, а в Новомосковске впервые увидел настоящее боевое искусство. Здесь я занимался у очень известного японского мастера. Прошел минимум, получил аттестацию как раз в то время, когда каратэ разрешили, а потом вновь запретили. Но я работал в комсомоле и даже умудрился поставить боевое искусство на службу по охране правопорядка. В Новомосковске мы создали комсомольские отряды дружинников. Дежурили в самых непростых микрорайонах. Я организовал и возглавил федерацию каратэ Новомосковска. Клуб «Гармония», где занимались дружинники, приобрел известность на весь город. Нам отдавали на перевоспитание самых трудных подростков. Из бывших хулиганов выросли люди, за которых мне, как учителю, не стыдно.
На Севере – сначала в Сургутском районе – «Гармония» продолжала существовать. В итоге здесь появилась одна из лучших российских школ боевых искусств. Кроме того, мы открыли секцию мотокросса, которую спонсировали нефтяники.
С переездом в Салехард у «Гармонии» началась новая жизнь. В столице Ямала она переросла в клуб «Атлант», который посещают известные в регионе и за его пределами люди.
– Наша цель, чтобы и люди, находящиеся у власти, и все ямальцы в целом могли освоить простейшие формы самооздоровления в условиях Крайнего Севера. Если выполнять определенные режимы, то, скажу на своём опыте, о больничных бюллетенях можно забыть. Тело приобретает здоровье, ничего не беспокоит, есть только направленность на работу. При этом возникает духовная потребность в физкультуре и тяга к более тонким энергиям. Хочется творить, наслаждаться классикой, и я одно время писал музыку на стихи Николая Рубцова, Вильяма Шекспира, детские сказки, стихи…
Не отвлекаясь на недуги
В шутку окружающие иногда называют Селиванова китайцем. Но в самом Китае и на Тибете Евгений Николаевич был свидетелем того, что для рядового человека необъяснимо, но, с другой стороны, ярко демонстрирует возможности, которые дает китайская философия.
– Например, когда температура тела у человека меняется от правой руки к левой. Или когда у человека замедляется дыхание и перо, приближенное к носу, совершенно не шелохнется. Я видел, как люди впадали в состояние лечебной недвижимости на три дня, а просыпаясь, избавлялись от своих недугов. Это, к сожалению, закрытые вещи, их не пропагандируют…
По мнению Евгения Николаевича, все наши недуги начинаются на уровне сознания – «заболевает мысль», человек становится злым, раздражительным, желает зла окружающим. Потом болезнь – нарушение баланса между здоровым телом и здоровым духом – дает о себе знать на физическом уровне. Инфаркт и инсульт – последнее предупреждение, и если человек не понимает своего заблуждения, то он выводится из жизненного пространства. Постоянный уход за своими мыслями и телом позволяет жить, не отвлекаясь на недуги, работать там, где действительно всё получается.
– Когда мне в Салехарде в 1999 году предложили возглавить окружной управление по физической культуре и спорту, я понял – это моё! Спустя десять лет я с удовольствием утром прихожу на работу, а вечером с неохотой покидаю её. Потому что живу тем, что интересует меня, что может заинтересовать и других, а главное – желанием помочь людям вести активный и здоровый образ жизни.
Екатерина ПШЕНЦОВА. Фото Андрея ТКАЧЁВА
Общественно-политическая газета «Красный Север»